Ярославская генерирующая компания

Решить загадку ЖКХ. Ярославский регион


Как сыграть на опережение, обеспечив устойчивое развитие коммунального сектора экономики региона

ЖКХ представляет собой сложнейшую систему, не имеющую реальной оценки состояния, реформируемую 20 лет и нуждающуюся в эффективном управлении. Это видно из анализа работы ЖКХ многих районов. Например, всем памятны «водные» треволнения жителей Углича летом этого года.

Бюджет и результат

В областном бюджете на 2011, 2012 и 2013 годы ЖКХ выделено финансирование по 1,4 млрд. руб. ежегодно. Кроме того, по областной целевой программе (ОЦП) выделяется: на модернизацию и реформирование ЖКХ по 253 – 283 млн.руб.; на расселение аварийного жилья – по 90 млн. руб. и на строительство доступного жилья – по 240 – 317 млн. руб. По 100 млн. руб. в год дает ОЦП на поддержку ремонта жилья. Итого еще 720 – 800 млн. руб. в год. Например, Угличский район получил 11,8 млн. руб. в 2011 году на оптимизацию системы теплоснабжения центрального района Углича.

Давайте наглядно проследим возможности района в связке «местный бюджет – состояние энергокоммунального хозяйства», например, по Тутаевскому и Угличскому районам (ТМР, УМР). Среднегодовой местный бюджет ТМР и УМР в 2005 – 2010 годах колебался в пределах 900 – 1300 млн. руб. По функциональной классификации расходов планировались затраты на ЖКХ, здравоохранение, образование и прочее. То есть должны быть расходы на капремонт и техперевооружение котельных и теплосетей. На практике учтенных данных нет.

При этом имели место заметные инвестиции в основной капитал и отдельно в жилстроительство районов в тот же период: они составили соответственно по ТМР свыше 1830 млн. руб.; по УМР приблизительно 3050 млн. руб.
Резюме: анализ показывает заметный рост основного капитала и ввод жилья по обоим районам, особенно по городу Угличу. И контрастное противоречие: в указанный шестилетний период нет развития энергокоммунального хозяйства, мощностей котельных и реконструкции тепловых сетей.

Представлялось бы закономерным выделить и освоить в 2007 – 2009 годах 60 – 63 млн. руб. на реконструкцию теплосетей в Угличе и тем самым обновить их наполовину. И не было бы острокритической ситуации в этом году.

Технический хаос

В недавнем прошлом в Угличе был локализован ряд мелких котельных, а их сети централизованы на оставшиеся базовые котельные. Укрупнение теплоснабжения, несомненно, позитив, однако механическая централизация теплосетей без их реконструкции создала постоянный технологический «узел потерь». Базовые котельные подают теперь теплоноситель по системе трубопроводов с резко изменяющимся сечением.

Например, котельная на ул. 9 Января эксплуатирует 13521 п.м. трубопроводов, где теплоноситель проходит последовательно по трубам диаметром 219, 273, 159, 273 мм, а далее расходится по трем трубопроводам диаметром уже 159, 100, 159 мм и поступает в квартальные сети.
Такой технический хаос обрушивает гидродинамику и потому в отдельные кварталы и дома теплоноситель поступает с низким давлением и температурой при повышенных затратах на его производство. Выход из положения: полная реконструкция теплосетей плюс финансирование бюджета. Об энергоэффективности в текущих условиях речь идти не может.

Другой пример из прошлого: при ремонте теплосети дома №8 по ул. Ростовской в Угличе 14 ноября этого пришлось вырезать два участка трубы – один был забит мужскими брюками, другой – куском пенопласта, отопление дома было парализовано более двух лет.

Второй момент. В УМР на пределе возможности горводоканала по обеспечению водой потребностей котельных жесткий лимит по воде в селе Алтынове. Физический износ теплосетей и котельных достигает 70 – 90 процентов. Но некоторые местные руководители яростно утверждают, что тепловые сети находятся в пригодном состоянии.

Справка ОАО «ЯГК», взявшей по решению правительства ЯО в августе 2010 года в аренду и эксплуатацию энергокоммунальное хозяйство района и города: в течение отопительного сезона октябрь 2010 – апрель 2011 годов устранено 304 аварии на сетях!

Итак, отопительный сезон 2011 – 2012 годов начался. В целом по области и муниципальным районам кардинальных по объемам капвложений в энергокоммунальное хозяйство не производилось. Прошли текущие и в ряде мест капитальные ремонты отдельных объектов (котельных и частично теплосетей). Поэтому осенне-зимний сезон в части теплоснабжения в условиях возможных длительных холодов ожидается сложный.

Потери теплоносителя в сетях городов и муниципальных районов достигают 27 – 31 процента, в Ярославле – 16 – 19 процентов. А это перерасход топлива – газа, мазута, электроэнергии, угля, неустойчивая работа котельных по поддержанию нормативных параметров давления и температуры теплоносителя.

О задачах развития

Ключевой проблемой ЖКХ является неэффективность управления, неграмотность менеджеров. Руководство области осознает это, а реплика губернатора о том, что в коммунальном хозяйстве предприятиями чаще всего руководят банкроты, генерирующие только долги и неспособные организовать управление хозяйством, является точной оценкой.

При этом положение усложняется неудовлетворительной оплатой труда рабочих и специалистов. Так, в Угличе слесарь и оператор в котельной имеют среднемесячную зарплату 9 – 12 тыс. руб., а в трех управляющих компаниях Углича специалист получает 20 – 25 тыс. руб. Перевернутая пирамида, которую следует разрушить.

Значит, необходимо формировать инвестпрограмму перевооружения предприятий энергокоммунального хозяйства с использованием инноваций.

Условия рынка требуют разработки и оптимизации схем теплоснабжения городов и муниципальных районов. Одновременно необходима разработка текущего и долгосрочного (на пять – десять лет) топливно-энергетического баланса территорий (районов), имея в виду, что другой системы ЖКХ завтра не появится.

Эта публикация, возможно, вызовет заинтересованные отклики читателей и специалистов ЖКХ. Приглашаем к продолжению дискуссии.

Владимир ТАМАРОВ, кандидат экономических наук.

Досье «ЯР»
Владимир Васильевич Тамаров – доцент ЯГТУ, эксперт по управлению и финансам. Основные работы: «Инвестиционная политика в ЯО», «Экономический рост и проблемы экологии в регионе».

Справка «ЯР»
Требования закона

Федеральный закон №190 «О теплоснабжении» гласит, что «теплоснабжение – обеспечение потребителей тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности». Закон требует обеспечения «экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и инвестированного капитала» (ст.3) и устанавливает, что «договор теплоснабжения является публичным» (ст.15.7.), а условия договора теплоснабжения должны определять «ответственность потребителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате…».